Стабильное получение прибыли транспортными предприятиями возможно только при условии оптимизации затрат. Они в свою очередь в большей степени складываются из расходов на топливо. Оптимизация его потребления зависит от множества факторов: скоростного режима, аэродинамического сопротивления, количества включенных электроприборов и так далее.
Новые модели грузовиков в Хабаровске традиционно обладают повышенными показателями топливной экономичности, но с учетом их высокой стоимости, компании не в состоянии проводить регулярное обновление автопарка, подверженного естественному процессу старения.
Вместо этого целесообразно уделить должное внимание вопросам эксплуатации автотранспорта и вопросам режимов езды, оптимизируя расход дизельного топлива и расходы.
Плавность езды
Движение с резкими ускорениями и торможениями традиционно ведет к росту потребления топлива, так как в период набора скорости силовой агрегат работает на низких передачах и при высоком крутящем моменте. В среднем за счет перехода на одну скорость с потоком и плавность движений экономия топлива для грузового автотранспорта составляет около 1-2 литров на каждые 100 километров пути.
Это интересно: сравнение самосвалов МАЗ и КАМАЗ
Качество топлива
Некачественное топливо, реализуемое на сомнительных АЗС, обходится несколько дешевле, но ведет к ускоренному износу и выходу из строя элементов топливной системы и двигателя. При этом ремонт обойдется в десятки тысяч рублей, а автомобиль будет выведен из эксплуатации на длительный период. Оптимальным решением станет выбор заправок известных брендов и использование дисконтных карт для получения скидки.
Состояние шин
Одной из характеристик любых шин является сопротивляемость качению, чем она выше, тем больше расход топлива в одинаковых условиях. Кроме того, на нее оказывает влияние давление в покрышках, чем больше отклонение от нормального состояния, тем выше потребление.
Выбор резины ведущих мировых производителей с низким сопротивлением качению и поддержание оптимального давления позволяет по статистике экономить с каждых 100 километров дистанции около 0,5 литров топлива.
Оптимальный маршрут
При построении маршрута движения не всегда кратчайший путь оказывается самым экономически выгодным, наличие плохого асфальта, постоянные пробки и другие факторы способны увеличивать время в пути и потребление топлива. На плохих дорогах увеличиваются риски выхода из строя элементов ходовой части и подвески.
Зачастую за счет построения оптимального маршрута, оказывающегося не самым коротким, позволяет перевозчику экономить до 10% расходов на топливо.
Скоростной режим
Оптимальная скорость важный элемент достижения экономичности автотранспорта. Оптимальным считается движение на скоростях 80-85км/ч. В этом случае не только достигаются минимальные значения расхода, но и оптимизируется нагрузка на двигатель и шины, продлевая срок их службы. Например, для скоростей в 120км/ч и выше ресурс двигателя снижается на 10-15%, а рост расхода топлива составляет около 40%.
Оптимальные обороты двигателя
Минимум расхода топлива при работе двигателя достигается при оборотах менее 2500 об/мин. Достаточно их поднять до 3500 об/мин, как потребление возрастает значительно. В процессе езды грамотная работа сцеплением, поддержание оптимальных для двигателя оборотов, пропуск ненужных передач, сокращение общего количества переключений, позволяет не только сократить топливные расходы, но и продлить срок службы коробки передач.
Смазочные масла
Повышенные антифрикционные характеристики моторных масел оптимизируют рабочие процессы в двигателе, положительно сказываясь и на расходе дизеля. Поэтому необходимо не только проводить своевременную смену смазочных материалов, но и использовать масла, рекомендованным производителем.
Хорошее масло продлевает жизнь двигателю, сокращает расходы на его ремонт, и в среднем на 2% снижает потребление топлива.
Распределение груза
Существенную роль играет и правильность распределения груза. В случае смещения центра тяжести и формирования дополнительной парусности не только возрастет «прожорливость» двигателя, но и возникнет риск опрокидывания автомобиля в движении. Смещение груза к кабине существенно ухудшит управляемость и эффективность торможения, а его размещение в задней части кузова негативно скажется на работе двигателя и КПП, особенно на дорогах с плохим качеством покрытия. Ухудшится эффективность подъема в гору.
Аэродинамическое сопротивление
Практика показывает, что отсутствие или поломка спойлеров, существенно выступающий груз или открытые на скорости окна ухудшают аэродинамику с возможностью повышения потребления топлива на 25%. Именно поэтому магистральные тягачи имеют развитый кузовной обвес в виде различных спойлеров и обтекателей.
В среднем за счет правильного подбора и монтажа элементов кузовного обвеса возможно на 10-20% снизить топливные расходы, что для автопарка любого предприятия составляет внушительную сумму.
Погода
Погода влияет в первую очередь на уровень безопасности в пути, наличие снега, обледенения или тумана существенно повышает риск аварийной ситуации. Неблагоприятно влияет на ситуацию и летний зной свыше 30 градусов, ускоряющий износ режимы и падение топливной экономичности. Оптимальным временем для езды эксперты называют ночь и первые утренние часы, когда дороги свободны от пробок, и есть возможность подобрать оптимальный режим вождения, исходя из погодных условий.
Техническое состояние
Только технически исправный автомобиль способен эффективно работать, принося прибыль владельцу. Машина представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, поэтому проблемы в работе одной системы неизменно сказываются и на других элементах. Например, увеличение расхода происходит вследствие:
- Засорившихся фильтров (топливный, воздушный).
Не говоря уже о том, что игнорирование мелких проблем ведет к появлению более сложных неисправностей, устранение которых требует серьезных финансовых затрат и необходимости длительного простоя автомобиля в ремонте.
Использование ретардера
Данное устройство получило довольно широкое распространение, и за счет оптимизации работы тормозной системы, особенно на затяжных спусках, повышает уровень безопасности езды и срок службы тормозов (в среднем в 5-10 раз).
Экономия топлива. Мифы и реальность
Сразу необходимо сказать, что не существует масел или присадок, позволяющих чуть ли не в разы сократить расход топлива. Никаких доказательств подобной экономии нет, а эксперименты с отклонением от рекомендаций производителя способны принести только отрицательный итоговый эффект.
Подробнее об отопителе кабины МАЗаНе стоит принимать в расчет и советы, рекомендованные для владельцев легкового автотранспорта, например, не отправляться в дорогу в гололед. Для транспортной компании, связанной договорными отношениями с клиентом, соблюдение оговоренных сроков является обязательным условием работы на рынке.
Глупостью можно назвать и советы не пользоваться фарами, кондиционером, отопителем. Они действительно повышают расход топлива, но и отвечают за безопасность в движении, минимизируют усталость водителя в дороге.
Выводы
Волшебства не существует, поэтому снизить размер трат на топливо транспортные компании могут только за счет ответственного подхода к работе, поддержания оптимального технического состояния автопарка, правильного выстраивания логистики и подбора профессиональных, ответственных водителей.
В случае, если ответственно подойти к делу, статья топливных расходов в компании может сократить до 15%, что ведет к экономии за год, даже при наличии всего нескольких авто, миллионов рублей.