Официальный дилер МАЗ В ХАБАРОВСКЕ
ООО ТРАНССЕРВИС
680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина дом 4, офис 9
Время работы с 9:00 до 18:00

Регулировка клапанов МАЗ

Герметичность посадки клапанов в двигателях МАЗ обеспечивается тепловыми зазорами, призванными компенсировать расширение металла при нагреве. Для моторов белорусских грузовиков размер зазора варьируется в интервале согласно условиям указанных в тех документации двигателя.

При наличии увеличенного зазора ухудшается эффективность очищения цилиндров, повышаются нагрузки и скорость изнашивания элементов газораспределения. При недостаточном зазоре не обеспечивается необходимого прилегания клапана к седлу, что негативно сказывается на показателях мощности двигателя и показателях экономичности агрегата. Кроме того, в этом случае возникают риски нарушения температурного режима и прогорания клапанов.

Регулировка зазоров должна проводиться только на холодную, поэтому после остановки двигателя должно пройти не меньше одного часа.

В процессе выполнения работ коромысла клапанов требуется прижимать:

  • В правом ряду для выпуска в торец оси, для впуска до упорной шайбы.
  • В левом ряду, наоборот, до упорной шайбы и торцу оси для выпуска и впуска соответственно.

Пригодится: нюансы поломок и ремонта отопителя МАЗ

Для выполнения регулировки потребуется следующий набор инструментов:

  • Набор накидных ключей
  • Отвертка со шлицом «-».
  • Щупы различных диаметров

Для удобства выполнения работ желательно наличие канавы для проворота коленвала, но это не обязательное условие.

Порядок выполнения работ:

  • Отключить подачу топлива.
  • Снять крышку ГБЦ.
  • Проверить болты крепежа оси коромысла 
  • Проворот коленвала (рис.1) (по часовой стрелке) до момента полного закрытия выпускного клапана 1-го цилиндра. Далее проворот продолжается на 120 градусов (треть оборота), после чего коленвал занимает положение, соответствующее такту сжатия цилиндра и закрытому положению обоих клапанов.
  • Посредством щупа определить размер зазора от края клапана до коромысла.
  • При потребности регулировки требуется провести ослабление регулировочного винта (рис.2), подгоняя его под необходимый размер. Далее винт фиксируется затяжкой гайки. При выставленных зазорах щуп должен входить легко или с напряжением при его толщине (смотрите инструкцию двигателя) соответственно.
  • Порядок проведение регулировки для остальных клапанов двигателя осуществляется аналогичным образом с соблюдением описанного выше порядка действий. При этом целесообразно выполнять настройку в порядке цилиндров, указанных в инструкции по эксплуатации двигателя.
  • По завершению работ необходим запуск силового агрегата и его прослушивание на предмет отсутствия посторонних звуков и шумов. При выявлении стуков и иных отклонений в работе необходимо провести повторную регулировку до полного устранения недостатков.
  • Установить на место крышку ГБЦ, при необходимости заменить перед этим прокладку, убедиться в отсутствии протечек по всему периметру.
Регулировка клапанов МАЗ
Регулировка клапанов МАЗ

Как уже говорилось выше выполнение работ должно производиться при остывшем двигателе, поэтому после его остановки должно пройти не меньше одного часа (желательно больше). Излишне большие зазоры ограничивают поступление чистого воздуха и вентилирование цилиндров, выводя не весь объем формируемых отработанных газов. В результате происходит не только снижение мощностных характеристик двигателя грузовика, но и скорость его износа за счет повышенных нагрузок. Заметить проблемы можно и по возникающему стуку клапанов.

Это интересно: причины выхода из строя регулятора давления МАЗ

Если же зазоры оказались меньше рекомендованных размеров, начинается процесс дополнительного нагрева с рисками прогорания клапанов. В худшую сторону будут отличаться, мощность и экономичность силового агрегата. Таким образом, только при идеально отрегулированных клапанах, двигатели МАЗ способны обеспечить отдачу заложенных в них паспортных характеристик.